Туристический налог обескуражил владимирских отельеров

Члены Ассоциации отельеров и рестораторов Владимирской области в большинстве своем выступают против туристического налога, который во Владимире будут взимать с 2025 года. Предприниматели опасаются, что дополнительный платеж усложнит жизнь владельцам хостелов, расширит «серую» зону рынка, а также снизит и без того невысокую туристическую привлекательность города
Новости Автор: 13 ноября, 13:30 4680

Владельцы гостиничного бизнеса в городе Владимире недовольны введением туристического налога, - рассказала Зебра ТВ президент Ассоциации отельеров и рестораторов (АОиР) Владимирской области Марина Земскова. По ее словам, предприниматели до конца не понимают, как им отчитываться перед налоговой, и на что власти потратят собранные деньги. Областной центр — не первое место в России, где введен турналог, «но хотелось бы больше прозрачности», - объяснила Земскова.

photo_2024-11-13 11.03.34.jpeg

Марина Земскова

Туристический налог — это обязательный платеж с выручки гостиничной деятельности, который власти городов федерального значения и регионов могут вводить по своему усмотрению с 1 января 2025 года. К началу ноября этим правом воспользовались Архангельск, Великий Новгород, Казань, Краснодар, Светлогорск, Петрозаводск и ряд других территорий. Во Владимирской области решение о введении туристического налога пока приняли пока только два города — Владимир и Муром.

Налог, согласно закону, надо платить четыре раза год, до 28-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (то есть, 28 апреля, 28 июля, 28 октября и 28 января). Плательщиками станут владельцы гостиниц, хостелов, кемпингов и других объектов из госреестра квалифицированных средств размещения. Поначалу размер налога составит 1% от стоимости проживания без НДС, но не менее 100 рублей. В дальнейшем ставка будет постепенно расти, до тех пор, пока в 2029 году не достигнет 5%.

По расчетам финансового управления мэрии Владимира, в 2025 году сборы от турналога принесут в городской бюджет 35 миллионов рублей. Урбанисты из общественного движения «Владимир будущего» называли прогноз «амбициозным», так как областной центр — это «по большей части перевалочный пункт на пути в Суздаль, а транзитных туристов налог не затрагивает». В региональной Ассоциации отельеров и рестораторов разделяют такую оценку, заметила Марина Земскова:

«Организованные группы и так проезжают мимо Владимира, чтобы потом заночевать в Суздале. Теперь аргументов в пользу этого стало как минимум на один больше. Чем руководствовались городские власти, когда вводили туристический налог — непонятно. Конечно, Суздаль, скорее всего, тоже введет дополнительный сбор, но пока, в нынешних обстоятельствах, налог только усилит пустоту владимирских гостиниц».

Другая проблема, по словам президента АОиР Владимирской области, заключается в том, что турналог не учитывает масштабов бизнеса. Из-за минимальной ставки в 100 рублей небольшие хостелы приравнены к крупным гостиницам и обязаны платить такие же суммы при изначально меньшей стоимости услуг. Члены Ассоциации не говорят напрямую, что из-за нового налога мини-отели начнут закрываться один за другим, но своими расчетами намекают на финансовые проблемы.

Пример первый. «За номер стоимостью 10 тысяч рублей отель платит 100 рублей, и за койку стоимостью 700 рублей хостел тоже платит 100 рублей. А это уже [выходит] не 1%, а 10–17%. Получается, дорогие гостиницы даже не заметят, что заплатили, в то время как для хостела затраты очевидны [и могут быть критичны]».

Пример второй. «В семейный номер стоимость 4 тысячи рублей заехали четыре человека. Отель заплатил 100 рублей. В четырехместный номер, где одна койка стоит 1 тысячу рублей, по отдельности заехали четыре гостя — и хостел с тех же 4 тысяч рублей платит 400. Индивидуальные туристы разве будут [после этого] интересны?»

Вместо дополнительных сборов с «белого» бизнеса властям, как полагают в Ассоциации отельеров и рестораторов региона, следовало бы сперва разобраться с теми, кто неофициально сдает жилье в краткосрочную аренду. По оценкам Марины Земсковой, на долю «серой» зоны приходится до 30% рынка гостиничных услуг Владимирской области. В АОиР также предлагают «сначала сделать город туристически привлекательным, а потом уже налоги собирать».

«Я хотела бы увидеть — хоть раз — хотя бы одну нормальную стратегию развития туризма во Владимирской области. Пока я вижу только проекты, которые так и остаются нереализованными. Как всегда, это какой-то сбор непонятной информации, статистики, которая ни во что в реальности не выливается и никак на туристической привлекательности не сказывается», — отметила Марина Земскова в разговоре с Зебра ТВ.

В 2020 и 2021 годах Ассоциация отельеров и рестораторов активно спорила с региональной администрацией по вопросам коронавирусных ограничений (примеры: раз, два). При этом оспаривать введение туристического налога в бизнес-сообществе не планируют, так как «понятно, что его уже не отменят». В то же время предприниматели выразили готовность к диалогу. Члены АОиР надеются, что городские власти найдут время объяснить нюансы нового сбора.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.